28 жовтня 2020

О плохой работе (трактат)

  Вступление. Текст написан и его публикация является актом публичной репрезентации некоторой доли проговоренного в рамках курса «Перформативные практики», проходившего в рамках курса Метод Фонда «Позиции художницы/-ка» в стране, где официальное художественное образование оставляет желать лучшего. Критика системных проблем образования и функционирования акторов искусства вытеснена, в основном в андеграунд, как и инновационные разработки в сфере формирования культурного высказывания, называемые здесь маргинальными, наивными и несущественными. [Не забыть бы в качестве эпиграфа вставить цитату одного известного мужа, чья фамилия начинается на Х.]  

Имея некоторое представление кое о чем, я произвожу нечто, не соответствующее ожиданиям. В первую очередь – своим, но и взгляды других (направленные) замечаю. Так зарождается сомнение в ценности производимого. Столь легко и непринужденно это сомнение универсализируется в той степени, где следующая ступень есть фихтевское понятие абсолютности знания. Куда бы мы ни посмотрели, всюду мы видим одно и то же. Мы окружены плохим искусством (плохими книгами, плохими фильмами, плохими дорогами). Плохими шутками – кричат нам из зала. Само собой, само собой [повторения так пленительны, многие кладут их в основу своей художественной практики].

Но говорят, что недостаточно говорить «ах, какое говно». Говорят, что говорить нужно из определенного места – того самого места, из которого мы говорим. Еще со времен Платона предпосылкой к поиску истины являлся правильно заданный вопрос, который [на примере Сократа] мы сейчас понимаем как радикализацию мысли. Что такое плохая работа? Это такая работа, на которую вы смотрите – а вам тошно, вам невероятно гадко. Хотя вы даже не сразу можете разобраться во всех хитросплетениях дискурса. И вот вы начинаете думать, отсекать личное, выявлять политическое, пишете критичный текст на тридцать страниц, который никто не читает. Это все пустое. Еще плохая работа – это когда вы прошли мимо, а потом такая спустя пару дней: «ну, был там один художник, не помню точно кто, фамилия у него еще такая невнятная, да и сам он не ахти, и вот он сделал такую штуку, что-то там такое было забавное про амбивалентность раскола национального и трансгуманистического, про коммеморативность памяти, сложно сейчас уже вспомнить, но где-то в сети должны быть фотографии – вернисаж посетило значительное количество людей” (но это не означает, что, производя плохое искусство, вы не сможете сделать себе на этом имя – сможете, мы знаем много таких имен и почти все они были упомянуты в исследовании, которое несколько лет назад проводили сотрудни_цы Института модернизации обсценной лексики). Аттрактивные работы, нацеленные на создание вау-эффекта либо же эксплицитно декларирующие провокативность, мы по умолчанию считаем плохими. Крайне показательно, если вашу работу пришли крушить/громить несогласные – это значит, что вы попали в нерв времени (у времени, как известно, всего один нерв – если хорошенько прицелиться, то можно и не промахнуться). Также плохая работа – это когда вам приятно (а если всем приятно, а вам тошно, то вы сноб).

Не стоит ли в таком [здесь случайно пропущенное] действовать на опережение? Определенно, это деяние требует манифестации, но позже. На первых порах важно подойти к вопросу безэмоционально, обнажить аналитические черты своего ума. Группой инициативных заложниц укрсучарта были разработаны фундаментальные принципы, оперируя которыми, вы сможете создать плохую работу.

Не старайтесь излагать свои мысли внятно, а старайтесь и́зла́гать их невнятно.

Научитесь руководствоваться не здравым смыслом, а искрой гения, что заложена в каждом человеке с рождения.

Относитесь к чужому прожитому опыту как к подходящему материалу для вашей работы.

Сначала делайте, а потом думайте, а лучше не думайте, а сразу пишите оправдывающий ваше действие текст (не забудьте по максимуму использовать актуальный словарь, в качестве дополнительного бонуса он будет предоставлен в конце этого трактата).

Не занимайте никакую позицию в своей работе, а становитесь в позу.

Конституируйте ключевые метафизические константы.

Никогда не узнавайте, что было сделано до вас в выбранном вами направлении – вам это на пользу не пойдет, а плохой вашей работе так и вовсе перекроет кислород.

В том случае, если вы вдруг думаете о политической компоненте, – апроприируйте, экзотизируйте, инструментализируйте, выхолащивайте, колонизируйте, коммерциализируйте, спекулируйте.

Не беспокойтесь о контексте.

Указывайте на провинциальность, позвольте себе толику социального расизма.

Используйте новый, никогда прежде вами не практикуемый медиум – ваше незнание материала даст хороший результат в виде ошибки, случайности, несоответствия, разлома, плохого качества.

Но в том случае, если десять лет назад вы нашли крайне удачную форму и с тех пор без конца к ней прибегаете, не делайте исключения в этот раз, а создайте очередное однотипное произведение.

Выбрав в качестве темы что-нибудь болезненное или травматичное, не тратьте время на рефлексию и анализ, а, используя простейшие метафоры и аналогии, формируйте прямое (?) высказывание. 

Забудьте о том, что вы несете какую-либо ответственность (перед собой/перед истиной, перед другими/перед историей).

Старайтесь производить красивое. Не в плане эстетики или эстезиса, а исходя из понимания конвенции/конвенциональности как подхода, а не формы или взгляда.

Ассоциативный ряд в качестве стратегии поможет вам сблизиться со зрителем.

Заимствуйте. Но делать это нужно аккуратно – нельзя, чтобы казалось, будто вы переиначиваете, переприсваиваете, переозначиваете или любым другим способом размываете представление о ценности авторского/авторитетного высказывания. Нет, определенно должно быть понятно, что вы увлекаетесь плагиатом именно как практикой самосовершенствования.

Если вы не занимаетесь активизмом, не возвращаете себе улицу [публичное пространство] и не боретесь с помощью солидарности с угнетением, скорее делайте об этом работу и помните, что короткие лозунговые фонетические единицы с законченной интонацией – это ваш рабочий инструмент.

Сделав работу, уничтожьте ее, для презентации используйте один из промежуточных вариантов.

Будьте замкнуты на форме (на предпочитаемом медиуме), уделяйте минимум внимания содержанию (и наоборот).

Ваша плохая работа должна быть сделана с учетом всех самых последних модных тенденций, присутствующих в вашем регионе. 

Мы советуем использовать эпистемологический подход в ходе создания плохой работы, а витальность пусть станет вашим объективным критерием оценки успешности балансирования на тонкой грани между мимикрией и новаторством. Приобретенные вами знания и навыки сформируют соответствующий вашей сенсуальности габитус.

Узкоспециализированная направленность избранной темы тем не менее имеет довольно широкий вектор применения, поскольку включает в себя институциональный пул. Универсализируйте полученные знания путем корректировки и конкретизации согласно разновидности вашей культурной деятельности – жанровые возможности дисциплины, именуемой «современной искусство», создают все необходимые условия для этого.

Несколько слов о психологической составляющей. Лиминальное свойство низкокачественного продукта позволит вам преодолеть фрустрацию, вызванную осознанным обречением себя на обвинение в слабости ума и/или воли. Но, разумеется, только в том случае, если вы в курсе относительно статуса качества своего высказывания. А если вы не в курсе или заблуждаетесь, несмотря на многочисленные намеки со стороны, значит вы счастливый и успешный человек. Если помимо фрустрации вы испытываете еще и тревожность – самое время задуматься о том, что институт критики здесь не развит, так что опасаться нечего (вот прям совсем). Перспективы, открываемые подобной терапевтичностью, сложно переоценить/недооценить.

Это напоминает мне анекдот про волков в зимнем лесу. Волки замерзли и, чтобы согреться, стали хороводом и засунули друг в друга свои члены. И вот они стоят, а мимо пробегает лось. Волки тут же бросились вдогонку за сохатым. Бегут они, бегут, а вожак стаи кричит: «Ребята, давайте бежать в ногу, а то это слишком похоже на еблю!» Перефразируя Жижека, мы можем сказать, что речь идет о том, что нужно двигаться в ногу со временем. Кульминацией же этого процесса является не интегрирование себя в Историю, а эссенциалистское утверждение гениальности в парадигме развития человека как носителя Истины.

В некотором смысле это руинизация наблюдаемого – деконструкция с целью приведения в соответствие с общепринятой нормой. Кристаллизация и дальнейшая фиксация переоткрывают пневматолическое как парадокс. Впрочем, необходимо заметить, что тезис этот был подвергнут ревизии и последующей критике в более консервативных сообществах. Живое перформативное действие, имеющее весьма условное начало и открытую концовку, сосредоточенное на процессуальности и растянутое во времени, дает огромное пространство для размышления как над тем, что мы можем определить для самих себя в роли искусства, так и над тем, что не можем.

Приоритетными факторами остаются смелость и честность, но не до конца очевидно, стоит ли их культивировать, учитывая тот факт, что их трансгрессивность в сложившихся обстоятельствах больше не считывается как оксюморон, либо же более выигрышным вариантом будет интенция к отказу от морально-этического фрейма в пользу обретения свободы высказывания. Но если вы читали постструктуралистов, то вы также заметите, как много было взято из их учения. Эта провальность словаря является в аналогичной мере и кризисом интеллектуально заявивших о себе – апофеоз рекурсивного выбора: реакционное отстаивание уже сложившихся понятий или выработка новых знаков и символов как апогей рационального сюжетообразования? Моментальное реагирование больше подходит капиталистическому мышлению. Вырваться за его пределы – одна из первостепенных задач, что стоят перед нами. Мы оказались в довольно неожиданной (как жаль, что недостаточно предсказуемой) ситуации.

Этот текст не должен быть подвергнут никакой редактуре, поскольку всякая редактура есть цензура. Адаптация поведения акторов – развитие навыков и умений, необходимых конкретному ритуальному набору последовательных действий, чьи эффективность и осмысленность не всегда обоснованы, – естественным образом оказалась неотделимым элементом системного функционирования. Мы могли бы, пользуясь научным языком, определить этот процесс как взаимовыгодный симбиоз. Однако вспомните важнейшую мысль, озвученную нами в начале этого текста.

Выводы неоднозначны. Если в тексте присутствует тавтология, то стоит подумать над тем, к чему она отсылает.

 

Соавторками этого плохого текста выступили следующие лица:

Катерина Алейник, Мелитина Григоренко, Григорий Гудаченко, Юрий Иванцик, Оксана Казьмина, Екатерина Лисовенко, Дарья Майер, Дарина Мамайсур, Анна Никитюк, Лиза Смирнова, Настя Теор, Тета Цибульник

Актуальный словарь (перечень):

актуальное, дискурс, рефлексия, переосмысление, концептуальность, трансгрессивность, квир, акт, симулякр, ризоматичность, трансцендентное, биополитика, лиминальность, терапевтичность, травма, урбанизм, трансгуманизм, контекст, диффузность, апофеоз, истина, постправда, практика, трансформация, арт-проект, социально-критический, постсоветский, дуальность, материя, творчество, репрезентация, видимость, субъектность, интеграция, релевантность, актор, подход, пограничность, субверсивная аффирмация, парадокс, стратегия, кризис, континентальный, архаика, гениальность, международный, фалличное, апогей, витальность, онтология, визуальное, тотализация, коммеморация, героизация, акцент, геттоизация, интерпретация, вовлечение, индивидуация, ангажированный, габитус, код, линия, исследование, эпистемология, критерий, позиционирование, рацио, эссенциализм, пейзаж, эпоха, перспектива, постулирование, понятие, феминность, перманентность, суждение, кристаллизация, неолиберализм, аутофелляция, фиксация, номада, сакральное, аура, постструктурализм, сенсуальность, деструктивность, автономия, хтоническое, пространство, континуум, аффективное, альтернативное, оприявнення, солипсизм, манифест, прогресс, коммодификация, междисциплинарное, архетип, тенденция, структура, война, амбивалентность, ретроспектива, сообщество, бытие, конструкт, апологет, кульминация, новаторство, цензура, автономия, консьюмеризм, национальное, историческое, разрыв, фрейм, идентичность, конституирование, эмпирика, прекарность, эстетика, методология, влияние, жест, перформативное, синтез, кейс, ковид, нормативность, аттракция, высказывание, анализ, теория, пересечение, поколение, образ, модель, спекуляция, дегуманизация, присваивание, маргинальность, сингулярность, джентрификация, парадигма, интенция, энтропия, интенсификация, нарратив, манифестация, инстументализация, глобализация, медиум, гендерное разнообразие, руина, процесс, документация, функция, ревизия, неоднозначность, реактуализация, пост-, ре-, пере-, анти-, транс-, вне-, де-

 

 

 

Матеріал виходить у межах програми Курса мистецтва «Позиції художника/-ці» за підтримки Українського культурного фонда.